конспект: сценарные структуры, учебники, советы

Мы в [42mag.ru](42mag.ru) не берем тексты путешественников (они редко бывают хорошими), а пишем на основе сырых материалов свой текст. Выделяем структуру, расписываем сюжетные точки, ищем самые интересные повороты и события, отмечаем те места, для которых нужны акценты (иллюстрации или фотографии), разницу между героем на первой странице и на последней.

Ищу новых знаний и подходов, чтобы сделать еще лучше. Обратилась к сценариям. Первая ступень изучения — ты не знаешь, чего не знаешь. Пробую с помощью гугла разобраться со сценарными структурами, нахожу 7 основных:
John Truby’s Twenty-Two Building Blocks,
Syd Field’s Paradigm,
Michael Hauge’s Six Stage Plot Structure,
Robert McKee’s Central Plot and The Quest,
Christopher Vogler’s Hero’s Journey,
Linda Seger’s Story Spine,
Chris Huntley's Dramatica.Дальше — конспект жж new-storyteller сценариста Александра Волкова.

Линейная структура сценария

Сводится к трем актам и основным поворотным точкам (Inciting Incident или Catalyst, Plot Point I, Midpoint). Шаблон из 12 карточек.
№ 1 Первый акт. Завязка. Описать место действия, показать настроение, в котором будет разворачиваться история. Добавить зрительный образ, который определит тему истории.
№ 2 Определить скрытый вопрос или тему. Далее вы будете подробно рассматривать этот вопрос, опровергая или доказывая одну из точек зрения. Ближе к финалу по-новому отразите тему фильма. Покажите, как меняется герой, чему учится, как растёт или деградирует. Здесь же: КРЮЧОК — привлекает и удерживает внимание, ставит вопрос, на который зритель должен желать получить ответ.
№ 3 Провоцирующее событие. Катализатор. Установить драматичную предпосылку, дать понять зрителю, о чём будет фильм. К этому моменту мы должны знать, чем занимается главный герой и каковы его намерения. Покажите цель героя, его стремления, заботы и тревоги. Какой внешний фактор воздействует на персонажа, определяя новую цель в его жизни? Как это воздействие изменяет его мотивацию? (Это не правило, но обычно внешним фактором, влияющим на планы и мотивацию героя, является оппонент).
№ 4 Оппонент. Противник, антагонист. (Иногда Ментор). Он может появиться и раньше Провоцирующего События, быть злодеем или наоборот – будущей возлюбленной главного героя. Описать натуру оппонента, показать его планы и желания. Как цели оппонента пересекаются с намерениями главного героя? Какую проблему создаёт оппонент для героя? Из-за этой проблемы протагонист должен оказаться в затруднительном положении, испытывая так называемый “МАЛЫЙ КРИЗИС”.
№ 5 ДИЛЕММА. Перед героем стоит моральная дилемма или проблема выбора одной из двух желательно одинаково неприемлемых альтернатив. Часто в этот момент протагонист начинает строить планы решения проблемы или собирать команду.
№ 6 Первая поворотная точка (событие). Второй Акт. Реакция героя, его первая попытка решить проблему. Происходит важное событие, поворачивает жизнь персонажа. Герой делает то, что не собирался делать. Планы рушатся. К концу Первого Акта сформирован Основной Вопрос: “Завоюет ли Принц сердце Принцессы?” “Найдёт ли Грааль и спасёт своего отца Индиана Джонс?”. Напоминайте об этом вопросе в конце основных сюжетных точек. Ставьте под сомнение возможность положительного ответа. Делайте жизнь героя всё более невыносимой. Повышайте ставки.
№ 7 Точка фокусировки 1. Показать развитие главного персонажа. Герой с успехом проходит испытание, совершает поступок, имеющий отношение к его внутреннему росту. Протагонист не может быть пассивным. Его действия направлены на достижение цели.
№ 8 Средняя точка, центральный момент. Критическое событие, точка необратимости, «невозврата», для главного героя. Герой снова делает выбор, подтверждает стремление к цели.
№ 9 Точка фокусировки 2. Герой «спотыкается». Мечты, планы, действия летят коту под хвост. Остаётся один. Игра кажется проигранной. Оппонент должен торжествовать. Вслед за падением герой получает шанс действовать по-новому, с новыми ценностями, силой, знаниями, новым подходом к решению проблемы. (Часто – с помощью друга или наставника).
№ 10 Вторая поворотная точка (событие). Начало Третьего Акта. Герой, с новой силой начинает решать проблему. Может сомневаться, испытывать страх, но продолжает идти к цели. Узнав подлинную сущность оппонента, герой ищет встречи. Противостояние двух соперников должно вылиться в финальную битву.
№ 11 Кульминация, точка наивысшего напряжения в истории. Финальная битва. Герой, вступив в схватку с оппонентом, побеждает его с помощью новых знаний или моральных ценностей.
№ 12 Развязка. Герой добивается своей цели. Основные и побочные сюжетные линии развязывается, жизнь возвращается в своё русло. Все вопросы сняты, проблемы решены. Показать новое состояние героя через визуальную метафору или диалог.

Где искать истории

Заведите журнал историй. Каждый день придумывайте по 10-20 историй на тему. Выберите лучшую, запишите в виде одной из формул логлайна.

Советы

Пиши то, что сам хочешь сказать. Начинай с конфликта на первой странице и с каждой сценой наращивай. Два персонажа в одной сцене не должны соглашаться. Сомневаешься? Удаляй! Злодей всегда должен быть сильнее героя. Будь вежлив, даже если хочешь послать продюсера, редактора или режиссёра. Чем хуже для героя, тем лучше для истории. Что самое опасное и неожиданное может случиться с персонажами? Подтекст эффективнее, чем дословность многословность. Сегодня — лучший день календаря. Пиши каждый день хотя бы по странице. Не останавливайся, пока не закончишь первый вариант рукописи. Пиши, отредактируешь позже. Не переставай учиться. Не принимай близко к сердцу критику, отказ и разочарование. Никто за тебя сценарий не напишет. Если выбрал путь, вряд ли стоит с него сворачивать. Не уверен, что дальше будет легче. Держи удар.

Учебники

Дэвид Троттьер — The Screenwriter’s Bible: A Complete Guide to Writing, Formatting, and Selling Your Script. Серия книг Блейка Снайдера Save The Cat!. Роберт Макки — Story: Substance, Structure, Style and The Principles of Screenwriting. Кристофер Воглер The Writers Journey: Mythic Structure for Writers. Гуру всех сценарных гуру Сид Филд и его пособие Screenplay: The Foundations of Screenwriting. Карл Иглесиас The 101 Habits Of Highly Successful Screenwriters: Insider’s Secrets from Hollywood’s Top Writers. Вики Кинг How to Write a Movie in 21 Days. Виллиам Эйкерс Your Screenplay Sucks!: 100 Ways to Make It Great. Джон Труби The Anatomy of Story: 22 Steps to Becoming a Master Storyteller. Синтия Уиткомб рекомендуется как базовый учебник по сценарному мастерству: The Writer’s Guide to Writing Your Screenplay: How to Write Great Screenplays for Movies and Television. Денни Мартин Финн How Not to Write a Screenplay: 101 Common Mistakes Most Screenwriters Make. Учебник Майкла Хейга о том, что такое питч и питчинг и как продать сценарий в Голливуд Selling Your Story in 60 Seconds: The Guaranteed Way to Get Your Screenplay or Novel Read. Лаура Шеллхардт Screenwriting For Dummies — неплохой учебник для начинающих сценаристов. Виллиам Голдман Adventures in the Screen Trade — мемуары одного из лучших американских сценаристов. Майкл Хейг и его Writing Screenplays That Sell — чуть устаревшее по формату, но очень полезное пособие. Рей Френшэм Teach Yourself Screenwriting — блестящий учебник. Jeff Kitchen Writing a Great Movie — сложный для чтения, но необходимый для дальнейшего самообразования учебник. Dov S-S Simens From Reel to Deal: Everything You Need to Create a Successful Independent Film — как снять независимый фильм.

 
20
Kudos
 
20
Kudos

Now read this

О разнице между «надо» и «хочу»

«Жизнь — это усилие во времени» Слушаю на выходных лекции Мамардашвили о Прусте (переслушиваю и перечитываю в очередной раз) и заодно отвечаю на несколько присланных писем. Письма разные, а ответ на них один, и заключается он вот в чем.... Continue →