конспект: алгоритм написания сценария, диалоги, мотивация

Вторая часть конспекта о сценариях. Источник.

Алгоритм написания сценария

Первое: описать идею фильма в 25 словах (логлайн). Проверить на друзьях — понятна ли, захотят ли посмотреть, есть ли конфликт, интрига. Второе: расписать структуру по сюжетным точкам. Иногда помогает начать историю с конца. Пока не будет конца, не приступайте к синопсису и уж тем более к сценарию. Определите тему и основной вопрос истории. Третье: написать синопсис на 1-3 страницы. Разработать персонажей. Достоинства, недостатки, как меняются, как их характеры отражают тему. Подобрать фильмы в том же жанре как ориентир. Четвертое: включить диалоги.

Некоторые любят использовать карточки, на каждой из которых коротко описывается сценарий по сценам. Т.е. одна сцена — одна карточка.

Пятое: написать сценарий от начала и до конца без редактуры. Отложить на неделю-две. Шестое: переписать раз пять-шесть. Проверить, отвечает ли идея и тема сценария первоначальному замыслу. Все ли сюжетные точки на своём месте? Что можно выбросить без потерь для смысла? Все ли персонажи ведут себя соответственно характеру? Отредактировать диалоги, проверить на уникальность. Седьмое: шлифовка.

Диалоги

Нужны, чтобы передать информацию, продвинуть действие вперед, раскрыть характеры персонажей, прояснить мотивацию, создать атмосферу. Если сценарист хорошо знает своих персонажей, их реплики вытекают естественным образом из действия, которое подчинено целям героев. Если герой знает, что он в этой сцене делает, ему обычно есть что сказать.

Сводите диалог к минимуму. Меньше слов, больше действия. Лучше совсем без слов. Отображайте в диалоге конфликт персонажей. Убирайте лишнее, оставляйте суть. Вычёркивайте повторы, имена, приветствия, прощания, междометия, речевые штампы. У каждого персонажа должен быть голос, своя манера разговаривать. Если закрыть имена героев, оставив только диалоги, должно быть ясно, кому принадлежит та или иная фраза. Старайтесь во время диалога занять героев действием, относящимся к происходящему. Российские сериалы, где герои обсуждают проблемы, распивая водку на кухне или в ресторане, набили оскомину. Если персонаж говорит всё что думает, прямолинейно, перепишите его слова иносказательно, с подтекстом. Читайте диалоги вслух. Избавляйтесь от сложно произносимых диалогов.

Желательно записывать в своём блокноте интересные словечки, реплики, диалоги, которые вы слышите от окружающих. Возможно, впоследствии некоторые из них вставите в сценарий. Также рекомендуется читать сценарии, смотреть фильмы с хорошо прописанными диалогами. Иногда в качестве тренировки помогает копирование манеры речи знаменитого персонажа. Читайте больше сценариев, анализируйте анекдоты, реплики и действия персонажей в любимых фильмах, обращайте внимание на манеру речи друзей, знакомых или случайных прохожих, пишите чаще.

Мотивация персонажей

Чтобы герой усыновлял детей, шёл в гости к незнакомому человеку, забирался на Эверест или искал сокровища на дне Тихого океана, у него должна быть для этого веская причина. Внешняя мотивация (сознательная) должна быть конкретной, ясной, понятной ребёнку. Именно она движет сюжет, заставляя персонажа совершать поступки, которые должны привести его к поставленной цели. Внутренняя (бессознательная) мотивация имеет отношение к психологическому измерению, духовному миру героя, потребностям его души, достоинствам и недостаткам.

Мотивация у героя может быть не одна. В том же «Крёстом отце» у Майкла несколько мотивов, но сильнейшее желание — месть за отца. Что готов отдать в жертву персонаж? Какая у него основная мотивация? Ради чего он преследует свою цель? Провоцирующее Событие ставит перед героем проблему, определяет новую цель, даёт основание для новой мотивации. Как оно изменяет мотивацию главного героя? Что является причиной этой перемены? В хороших сценариях, именно внешнее воздействие или оппонент влияет на мотивацию персонажа.

Как-то режиссёру Билли Вайлдеру и его сценаристу Даймонду пришла идея снять фильм о двух музыкантах, которые, переодевшись в женские платья, решают присоединиться к женской джаз-банде. Хорошая идея для комедии? Хорошая. Смешная? Да. Оригинальная? Конечно. (В то время). И всё же ни Вайлдер, ни Даймонд не могли приступить к написанию сценария. Ну, с какой стати два здоровых гетеросексуала вдруг переоденутся в дамские платья, будут выдавать себя за женщин и флиртовать с другими мужчинами? Так бы мы и не увидели фильм «В джазе только девушки», если бы Билли Вайлдер не заметил газетную статью «Бойня в День Св. Валентина». Вайлдер решил: «А почему бы не сделать их свидетелями убийства? Тогда у нас появляется оппонент и мотивация для героев скрываться от него».

Резюме. Мотивация является ответом на вопрос, почему персонажи совершают свои поступки. В хорошем сценарии события движутся благодаря конфликту. Чтобы найти мотивацию, определите в сценарии конфликт интересов, Провоцирующее Событие или внешнее воздействие. Какова новая цель героя? В чём заключается проблема? Почему ваш персонаж поступает так, а не иначе? Сравните достоинства и недостатки героя с его поступками. Проверьте, есть ли логика в его действиях? Как бы вы сами поступили на его месте? Какова была бы ваша мотивация? Чем серьёзнее мотивация персонажа, тем острее интрига и крепче сюжет.

Из интервью Джона Ворхауса:

I once worked this out as a mathematical formula. Talent + time + drive = success. My feeling is that everyone has talent – it’s part of our genetic package. Were it not, we’d still be living in trees wondering where our next banana was coming from. We also all have time, plenty of it, and more than we imagine, when measured against the (smallish) amount of time it really takes to write anything. What we DON’T all have is drive. Some writers are simply not sufficiently motivated to invest the time and face the fears they need to face in order to be successful. There’s a lot of fear in writing. Writers must acknowledge and accept this, and have the courage to work hard in pursuit of their goals. There’s also a tremendous amount of craft to be absorbed, and no shortcuts. To have an effective practice of writing (the ultimate goal of any serious writer) one must build that practice one daunting day at a time.

Домашнее задание: разобрать сценарий с dailyscript.com или imsdb, например, Slumdog Millionaire.

 
14
Kudos
 
14
Kudos

Now read this

школа Headliner: блогеры и бренды

Школа Headliner сегодня провела открытую встречу с блогерами в DI Telegraph — как, зачем и почему бренды работают с блогерами. Кроме блогеров позвали рекламные агентства и представителей самих брендов. Понравился кейс Коли, Регины и... Continue →